Сервис обратного звонка RedConnect
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья

Дата: 10.08.05
Интервью с руководителем Федерального агентства по рыболовству РФ Станиславом Ильясовым

Проблемы рыбной промышленности России, с одной стороны, похожи на сложности других природно-ресурсных отраслей: регулирование доступа добывающего бизнеса к ресурсам, определение ренты за их использование, контроль законности… С другой стороны, мало на какой ресурс завязано столько разных типов промышленности (транспорт, судостроение и ремонт, пищевка, торговля), межстрановых взаимодействий (поскольку рыба, в отличие от леса или нефти, границ не признает), не говоря уже о продовольственной безопасности. На рыбе держится даже геополитика, поскольку на огромных территориях российского Дальнего Востока рыбопромышленники – зачастую последние люди, поддерживающие на тысячекилометровом азиатском побережье инфраструктуру, жизнь и присутствие России. Не будет здесь рыбаков – не будет ничего.
Поэтому любые реформы в рыбной отрасли неизбежно затрагивают массу интересов власти, бизнеса и населения целых регионов. И именно поэтому любое содержательное обсуждение рыбной проблематики очень полезно для выхода отрасли из затяжного кризиса. Дальневосточный форум рыбной отрасли, который в сентябре с.г. уже во второй раз пройдет во Владивостоке, можно считать одной из немногих действенных попыток тематической, «рыбной» коммуникации между региональными администрациями, федеральными чиновниками, рыбопромышленниками и экспертами.
Темы второго Форума - переход российской рыбной промышленности с мирового рынка сырья на рынок продуктов глубокой переработки. Высказать по этим вопросам свою позицию мы попросили руководителя Федерального агентства по рыболовству РФ Станислава Ильясова.

Станислав Валентинович, главной темой первого Форума, который прошел во Владивостоке год назад, было повышение эффективности рыбной отрасли. Как бы Вы оценили современное состояние рыбной отрасли страны, как соотносятся в ней добыча и переработка?
Рыбное хозяйство страны является многоотраслевым комплексом. Основу его составляет рыбная отрасль, включающая, помимо добывающей и обрабатывающей подотраслей, аквакультуру (морскую и пресноводную). Значительную роль в отрасли занимает оптовая и розничная торговля. В целом, несмотря на существенное снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (с 20,3 кг в 1990 г. до 12,0 кг в 2004 г.), рыбное хозяйство по-прежнему вносит значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.
Рыбное хозяйство является ведущей градообразующей отраслью во многих приморских регионах страны, особенно в регионах Севера и Дальнего Востока, где рыбный промысел зачастую является основным источником жизни проживающего населения. Вместе с тем, за последние 15 лет общий улов России сократился с 7,8 млн. тонн в 1990 г. до 3,0 млн. тонн в 2004 г., т.е. более чем в 2 раза.
В связи с этим в последние годы руководством страны предпринимаются меры по выводу рыбохозяйственного комплекса из кризисного состояния. В 2003 г. Правительством РФ утверждена Концепция развития рыбного хозяйства в долгосрочной (до 2020 г.) перспективе. В декабре 2004 г. принят федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Ответственные решения по рыбному хозяйству, в том числе по развитию промыслового флота, приняты на заседании Морской Коллегии при Правительстве РФ в июне т.г.
Эти и другие меры, предпринимаемые, в том числе в самой отрасли, дают свои результаты. Так, за 1-ое полугодие 2005 г. впервые за последние 5 лет был достигнут прирост в уловах - 172 тыс. тонн к соответствующему периоду 2004 г. (+13,3%). Наиболее отличились предприятия Дальнего Востока - по-прежнему главного рыбного цеха страны - они прибавили в уловах 183,4 тыс. тонн (+24,6%).
В целом уловы за 2000-2004 гг. сократились более чем на 1 млн. т. В то же время, в силу различных причин - изменения ассортимента выпускаемой продукции, выпуска продукции из импортируемого сырья - выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, изменился не так значительно, как уловы.
В эти же годы из-за сокращения уловов, спросовых ограничений, низкой рентабельности более чем в 2 раза уменьшился выпуск кормовой муки - с 127,4 тыс. тонн в 2000 г. до 57,6 тыс. тонн в 2004 г. За первые шесть месяцев 2005 года производство кормовой муки увеличилось на 1,84 тыс. тонн, или на 6,1%.

В сентябре рыбаки планируют обсудить задачи перехода рыбной отрасли России от поставок на мировые рынки сырья к поставкам морепродуктов глубокой переработки Насколько мы к этому готовы?
Внешнеторговая деятельность занимает важное место в рыбной отрасли страны. Россия является составной частью в мировом разделении труда в рыбохозяйственной сфере: как поставщик значительного количества рыбной продукции на экспорт - в среднегодовом исчислении порядка 1,25 млн. тонн в период 2000-2004 годов, и как импортер рыбных товаров, здесь наблюдается постоянный рост с 555 тыс. тонн в 2000 г. до 922,9 тыс. тонн в 2004 г.
К сожалению, в силу целого ряда причин, в том числе технического характера (физически и морально устаревший промысловый флот), экономических (рентабельность производства и спрос на мировом рынке), Россия поставляет за рубеж в основном, рыбу охлажденную и мороженую - порядка 85% всего экспорта пищевой продукции в 2004 г. В то же время доля филе составила всего лишь 4%, а консервов - 2,8%. Несмотря на явную динамику уменьшения, традиционно велики поставки за рубеж продукции из крабов - 46,9 тыс. тонн в 2000 г. и 26,9 тыс. тонн в 2004 году.
В связи с сырьевой направленностью российского экспорта рыбных товаров в последние два года предпринимаются серьезные меры по преодолению этой негативной тенденции.
Конкретные мероприятия в этой области направлены на создание условий для сокращения поставок неразделанной рыбной продукции и морепродуктов непосредственно с мест промысла российскими и привлеченными для этих целей иностранными судами в зарубежные порты и максимально возможному увеличению поставок рыбной продукции на российские береговые обрабатывающие предприятия.
Это, во-первых, будет способствовать экспорту продукции высокой степени готовности (в том числе, различного филе) и, соответственно, резко возрастут средние экспортные цены, а во-вторых, это приведет к уменьшению незаконных операций в этой сфере.

В чем, на Ваш взгляд, заключаются проблемы и ограничения увеличения поставок на рынки переработанной рыбопродукции?

К числу наиболее серьезных проблем рыбной отрасли относятся факторы, препятствующие увеличению поставок на рынки рыбных товаров глубокой переработки. На внутреннем, российском рынке, таким фактором является состояние платежеспособного спроса. Естественно, более глубокая переработка требует повышенных финансовых материальных и трудовых затрат, значительно возрастет и цена на такую продукцию. Например, скумбрия мороженая неразделанная в рознице стоит порядка 70 руб. за кг, а вот скумбрия холодного копчения неразделанная - уже 160 руб. С учетом общеизвестной дифференциации населения страны по доходам основная его часть предпочитает, естественно, более дешевую и малообработанную продукцию из столовых рыб (сельдь соленую, минтай и треску обезглавленную), а также продукцию из лососевых рыб. Кстати, в последнее десятилетие продукция из лососевых (горбуша), в том числе различные консервы и пресервы, находятся в продаже в наших магазинах практически круглый год. Это говорит о том, что основная часть лососевых поставляется на российский рынок.
Ввиду структурных изменений в отрасли в период после 1991 г. образовались сотни новых предприятий, значительная часть которых до сих пор не отвечает необходимым технологическим требованиям. Поэтому другой серьезной проблемой является недостаточный уровень качества продукции, вырабатываемой этими предприятиями, по преимуществу - малыми. Проведенные проверки во многих городах выявляют очень значительный процент некачественных изделий.

В каком состоянии находятся береговые перерабатывающие мощности в различных регионах страны, насколько они загружены?

Производственные мощности рыбохозяйственного комплекса России по выпуску пищевой рыбной продукции (включая консервы) составляют около 4,5 млн. тонн в год, из них 3,3 млн. тонн (или 73%) - на флоте, в основном по выпуску мороженой рыбы, и 1,2 млн. тонн (27%) - на береговых предприятиях. Кроме того, действующие береговые холодильники в настоящее время способны обеспечить единовременное хранение около 500 тыс. тонн рыбной продукции.
Наиболее мощной обрабатывающей базой располагает Дальневосточный рыбопромышленный бассейн. На его береговых предприятиях может вырабатываться почти 500 тыс. тонн разнообразной рыбной продукции. На Западном бассейне на "берегу" может вырабатываться до 120 тыс. тонн рыбной продукции (из них консервов - 82,6 тыс. тонн) и Северном - около 50 тыс. тонн.
Из-за проблем с обеспечением сырья, высоким уровнем тарифов на перевозку готовой продукции, многочисленными оптовыми посредниками уровень использования имеющихся береговых обрабатывающих мощностей остается низким.
В целом по России рыбоморозильные мощности используются на 19%, коптильные - около 14%, мощности по выработке кулинарных изделий - на 25%, по производству консервов – на 37%, а холодильников по хранению – на 45%.

Кроме поставок на зарубежные рынки, в России тоже потребляют достаточно много рыбы. В каком состоянии находится наш внутренний рынок рыбопродукции, готовы ли наши люди покупать что-нибудь кроме замороженной рыбы?

В России в настоящее время потребляется порядка 1,9 млн. тонн пищевых рыбных продуктов, включая консервы, из них не менее 0,6 млн. тонн - импортные поставки.
Принимая, что к продукции глубокой переработки можно отнести рыбу спецразделки, филе мороженое, кулинарные изделия, пищевой фарш, икру, консервы и пресервы рыбные, продукцию из рыбьего жира и медпрепараты, потребление внутреннего рынка продуктов глубокой переработки составляет примерно 20 % общего объема товарной пищевой продукции.
Наибольшим спросом у населения пользуется мороженая рыбная продукция, слабосоленые и копченые рыбные товары, многие виды дешевых рыбных консервов.
Рост потребления продукции глубокой переработки связан с состоянием жизненного уровня населения страны и. соответственно с тенденциями его роста. Так, в 2003 и 2004 гг. сохранилась тенденция увеличения спроса у населения с повышенными доходами на деликатесы из гидробионтов, в том числе из ценных видов рыб, креветки, крабов и других беспозвоночных, а также икры.
Рыбная промышленность России имеет относительно высокий уровень развития технологических процессов обработки сырья и готова увеличить производство продукции глубокой переработки при увеличении спроса внутреннего рынка.

А какова сегодня конъюнктура мировых рыбных рынков, можем ли мы выйти на них со своими продуктами глубокой переработки?

В общей структуре экспорта российских рыбных товаров преобладают пищевые рыбные товары. Из общего количества рыбопродукции, поставленной на экспорт в 2004 г., продукция глубокой переработки составила лишь 8%. Основу экспорта составила мороженая рыба. Средние цены российского экспорта рыбных товаров в 2000-2004 гг. оставались постоянными на довольно низком уровне (около 1273 долл. США/т в 2000 г. и 1243 долл. США/т в 2004 г.).
В целом конъюнктура мирового рынка рыбных товаров достаточно разнообразна - как известно, наибольшей емкостью (и притягательностью) для российских рыбаков обладают рынки Японии, Ю. Кореи, Китая и США в АТР и Норвегия в Европе, хотя в последние год - два экспорт стал перемещаться в другие страны Евросоюза.
На состоянии внешней торговли продолжают сказываться многочисленные нерешенные проблемы в области организации промысла, обновления основного капитала, вывоза рыбной продукции из районов промысла и доставки в российские рыбные порты, а также реконструкции и технического перевооружения береговых обрабатывающих предприятий с целью увеличения выпуска конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках товаров с высокой добавленной стоимостью (различные филе и изделия из него, консервы и пресервы).
После 2000 г. в связи с активизацией работ по подготовке присоединения России к ВТО в стране усилилось внимание к более рациональной внешней торговле и ее правовому регулированию. Внешнеторговые вопросы получили дальнейшее развитие в новой редакции закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 88.12.2003 г. №164-ФЗ.
Для рыбопромышленного комплекса России и его внешнеторговой деятельности данный Закон особенно важен, поскольку включает пищевые рыбные товары в число стратегически важных товаров, на внешнюю торговлю которыми могут применяться особые правила (ст. 21). Для реализации некоторых ограничений, в том числе, квотирования экспорта или импорта, вводится лицензирование в сфере внешней торговли товарами (ст. 24). В тоже время, несмотря на общие установки о необходимости содействия экспорту, особенно высокотехнологичному, в настоящее время по-прежнему реализуются лишь отдельные несистемные мероприятия, не подкрепленные в финансовом и организационном планах.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод: создание обоснованных внешнеторговых норм и правил является одной из важнейших целей повышения качества управления в рыбном хозяйстве.
С целью повышения эффективности внешней торговли рыбными товарами, включая увеличение экспорта продукции глубокой переработки, необходимо расширить участие Минсельхоза России и Росрыболовства в управлении внешнеторговой деятельностью. В том числе - активизировать экономическую и законодательную поддержку путем широкого использования тарифного и нетарифного регулирования в отношении российских товаропроизводителей-экспортеров, гармонизации требований к качеству, адаптации принятых в мировой практике систем сертификации продукции.
Особое внимание должно быть уделено решению вопросов по квотированию экспорта неразделанной мороженой продукции, расширению практики государственной монополии на рыбную торговлю (по линии СИТЭС и др.), улучшению внешнеторгового маркетинга, развитию электронных рыбных торгов и др.

Как известно, наша рыбная промышленность остро нуждается в инвестициях. Насколько реальны российские и иностранные инвестиции в рыбопереработку?

Россия сегодня является рыболовной державой, занимая достойное место в десятке крупнейших мировых рыболовных государств. Страна, наделенная огромными запасами водных биоресурсов, сегодня ищет возможность накормить население. Остро встает вопрос наращивания объемов добычи рыбы и морепродуктов. Для рыбаков это связано в первую очередь с необходимостью поисков источников финансирования новых проектов, развития и модернизации береговой структуры и возрождения рыболовного флота России.
В настоящее время в целом по отрасли уровень физического износа основных производственных фондов превысил 55 %, а флота, который составляет основу рыбной отрасли - 60 %. Сегодня эксплуатируется 70 % промысловых судов, отслуживших нормативный срок.
Привлечение инвестиций в рыбохозяйственный комплекс сегодня является основным условием его выживания, а тем более - дальнейшего экономического развития. Даже незначительное повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Привлечение инвестиций в отрасль осуществляется в двух направлениях: обновление флота и модернизация, и строительство береговых предприятий отрасли, работающих на массовых объектах промысла.
В перечне береговых объектов, подлежащих реконструкции и строительству, стоят морские рыбные порты, рыбоперерабатывающие предприятия и рыбоводные заводы, холодильники, объекты марикультуры и другие, расположенные в различных регионах России.
Инвестиционная политика в отрасли направлена на поддержание и развитие основных фондов с целью выполнения таких основных задач рыбохозяйственного комплекса, как: добыча водных биологических объектов, их рациональная обработка, доведение готовой продукции до потребителя, воспроизводство и охрана водных биологических ресурсов, обеспечение эффективного функционирования материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса.
Основой инвестиционной политики в области развития рыбного хозяйства России являются основные положения Концепции развития рыбного хозяйства Российской
Федерации на период до 2020 года, которая одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 года №1265-р, а также Стратегия развития АПК и рыболовства, в рамках которой разрабатывается проект федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на период до 2010 года».
Задачи, поставленные в указанном проекте программы, потребуют привлечения инвестиционных ресурсов в период с 2006 по 2010 годы в размере 112,2 млрд. рублей.
Основными источниками финансирования инвестиций должны стать собственные средства предприятий - часть прибыли и амортизация как для прямого вложения
инвестиций, так и основы для получения кредитных ресурсов, привлечение иностранных инвестиций, а также различные формы государственной поддержки. При этом речь идет не только и не столько о прямом государственном участии в проектах, сколько о задействовании различных механизмов субсидирования процентных ставок и льготного кредитования.
Эта государственная поддержка повысит инвестиционную привлекательность добывающе-обрабатывающей отрасли и создаст предпосылки для привлечения в отрасль внебюджетных средств - как собственных, так и, главным образом, заемных и привлеченных - кредитов отечественных и зарубежных банков, средств паевых инвестиционных и венчурных фондов, дополнительной эмиссии акций предприятий.
Важную роль могли бы сыграть государственные финансовые институты развития, а также использование механизма финансового лизинга для обновления основных фондов отрасли, аналогичного действующему в агропромышленном комплексе.
Средства, в первую очередь, будут направляться на приобретение новых и модернизацию существующих рыбопромысловых судов, реконструкцию действующих рыбоперерабатывающих предприятий, увеличению мощностей рыбоводных заводов, объемов товарного выращивания рыбы.
В целях стимулирования строительства рыбопромыслового флота по рыбохозяйственному комплексу уже приняты конкретные решения, позволяющие предприятиям отрасли привлекать инвестиционные ресурсы. К числу таких решений относятся выделение на конкурсной основе, начиная с 2003 года, средств федерального бюджета на субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях рыбохозяйственными предприятиями для строительства рыбопромысловых судов на российских судостроительных предприятиях, а также закрепление за российскими пользователями сроком на 5 лет долей в общем объеме квот на вылов водных биоресурсов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 №704 «О квотах на вылов (добычу) водных
биологических ресурсов».
Намеченная на перспективу активизация инвестиционного процесса в рыбохозяйственном комплексе создаст предпосылки для значительного роста объема добычи гидробионтов, увеличения объема производства товарной пищевой продукции, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью на береговых предприятиях, а также развития инфраструктуры - судоремонта, судостроения, портового хозяйства.

Дальневосточный Форум рыбной отрасли 2005

назад..