Сервис обратного звонка RedConnect
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья

Дата: 05.09.05
Мы ждем от Форума практических результатов
Рыбаки надеются на конструктивное обсуждение актуальных проблем с властью

До начала работы Второго дальневосточного Форума рыбной отрасли осталось совсем немного времени, и чем ближе мы подходим к 7 сентября - тем больше насущных вопросов, требующих обсуждения, попадает в повестку дня Форума. Понятно, что кроме запланированных докладов и тем "круглых столов", на Форуме будет поднята масса самых разных проблем, которые волнуют рыбаков в различных регионах страны. Для того чтобы обозначить спектр этих проблем, мы попросили его участников из разных регионов страны рассказать, чего они ожидают от работы Форума.


Сергей Дарькин
Губернатор Приморского края, организатор Форума

Данный форум уже зарекомендовал себя как прекрасная площадка, где могут обсудить актуальные вопросы представители органов государственной власти, рыбацких регионов, бизнеса, рыбацкой общественности и науки.
Уверен, что форум позволит выработать основные пути развития рыбной промышленности и определит основные стратегические задачи, решение которых необходимо для развития отрасли.
Также на форуме созданы все условия для того, чтобы помочь модернизации отрасли, внедрению и продвижению на российский рынок современных технологий в области глубокой переработки рыбы, и, таким образом, эффективно интегрироваться российской рыбной промышленности в мировую экономику.
Очень важно, что Президент и Правительство России знают и понимают проблемы рыбной промышленности. Большое достижение, что от методов государственного регулирования, которые в последние десятилетия сводились, в основном, к установлению всевозможных запретов и ограничений, государство переходит к партнерским отношениям с рыбаками. В лице государства российские рыбаки получили надежного помощника, который отстаивает интересы российской рыбной промышленности на международном уровне.
Сегодня более 40 % российской рыбной продукции реализуется на внешнем рынке. Приходится признать, что в рыбной отрасли, как и во многих других, Россия по-прежнему является поставщиком сырья на мировые рынки.
В этой ситуации важно, чтобы законодательная база нашей страны соответствовала современным требованиям и реалиям, помогала развиваться рыбной промышленности. Особенно сейчас, когда Президент России поставил перед рыбной отраслью стратегическую задачу - перейти от добычи сырья к глубокой переработке. Уверен, совместно мы сможем этого достичь.

Вячеслав Зиланов
Руководитель департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Администрации Мурманской области

Прежде всего, к постановке вопросов и к их решению на форуме надо подойти с прагматической точки зрения. Несмотря на то, что в последние годы были сделаны очень важные для рыбной отрасли шаги, как на государственном уровне, так и на уровне регионов, их практическая реализация далеко отстает от чаяний рыбаков. Так, еще в июне 2004 года президент РФ Владимир Путин побывал на Дальнем Востоке, провел крупное совещание с рыбаками и местной администрацией, включая губернатора Приморья, и дал четыре четких поручения правительству и всем федеральным органам. По существу, ни одно из этих поручений до сегодняшнего дня не реализовано. Да, принят закон о рыболовстве, но реализация подзаконных актов тянется неимоверно долго. И всё это лежит на совести целого ряда федеральных органов, различных юридических служб, согласующих разные документы.
Отсюда первый вывод, который должен сделать Форум, и потребовать немедленного выполнения поручений президента, которые были даны во Владивостоке. И, прежде всего, как поручал президент, рассмотреть вопрос принятия подзаконного акта о рыночном обороте долей.
Второе - рассмотреть и решить вопрос упрощенного порядка многоразового пересечения государственных границ территориальных вод и различных рыбопромысловых зон с тем, чтобы больше доставлять рыбы на берег.
Третье - упорядочить вывоз за рубеж рыбного сырья и продукции из экономической зоны Российской Федерации. Необходимо и дальнейшее совершенствование законодательной базы для упрощения работы рыбаков.
Наконец, принят закон о рыболовстве - нужный базовый закон для рыбаков. Пока согласовываются подзаконные акты в развитие этого закона, уже раздаются призывы к его пересмотру. Как же мы можем его пересматривать, если он еще не начал в полной мере работать? Надо вначале чтобы закон, заработал в полную силу, а потом уже на основе практики предлагать те или иные изменения.
И еще одно, не менее важное положение. Существуют разные точки зрения: нужен закон о прибрежном рыболовстве или не нужен? Мы, все регионы северо-запада России, считаем, что такой закон нужен, поскольку в каждом регионе есть свои особенности прибрежного рыболовства. И нужно издать закон прямого действия, который бы четко наделял правами и ответственностью субъекты федерации при осуществлении промысловых операций прибрежного рыболовства. Нельзя все вопросы решать и рассматривать в Москве. Доходит до абсурда: наши промысловые участки и объем вылова по предприятиям мы устанавливаем в регионе, а утверждаем их почему-то в Москве. Что же, у нас власть не может утвердить их здесь на месте? Или в Москве головы умнее? Пока мы в этом не убедились.
Далее. Надо консолидировать рыболовную общественность, она сейчас разобщена и ассоциаций рыбаков очень много. Да, ВАРПЭ играет свою роль как представитель рыбаков в Москве, но надо, чтобы в регионах тоже шло объединение. На государственном уровне с их участием должны прорабатываться основные принципиальные вопросы рыбохозяйственной политики.
Значительную проблему для всей отрасли составляет в последнее время рост стоимости топлива, которое только за последний год подорожало с 300 до 600 долларов за тонну. Самим рыбакам эту проблему не решить, нужна протекционистская политика государства, вплоть до субсидирования закупки топлива.
В современных рыночных условиях несоизмеримо возрастает роль науки, поэтому ее финансирование не должно осуществляться за счет надуманных "научных" квот - это, как правило, ведет к коррупции и к подрыву запаса. Раньше наука финансировалась на все сто процентов из госбюджета. На всю науку в целом по России сегодня нужно два-три миллиарда рублей, надо на это выделить деньги за счет той платы за ресурсы, которая взимается с рыбаков.
И конечно, немаловажная задача - пресечь браконьерский незаконный промысел. Он везде, к сожалению, есть, и усиление контрольных органов и главное, сама ответственность рыбаков - задача номер один. Желаю Форуму успехов и надеюсь на хороший результат.

Михаил Куманцов
вице-губернатор Корякского АО

Наши ожидания от Форума - это законодательная база, которую надо довести до конца, наш основной Закон по рыболовству и подзаконные акты к нему.
Ближайшее, что нас волнует - что мы будем делать с 51% невылова? Скоро конец года, и у тех, кто не освоил 51% квоты, эта квота забирается. Как она будет реализовываться, по каким принципам? Наше предложение - может быть даже, хотя мы и не сторонники этого - стоит ввести аукционную систему перераспределения этих квот. Первый аукцион по таким квотам должен проводиться в регионе, у которого забирается эта квота, если она не находит там покупателя - то переходит к регионам Дальнего Востока, а если и там ее не купили, то она переходит на общероссийский уровень. Второе - для нас важно всё-таки наладить обмен квот, то есть ликвидировать этот серый рынок квот. Когда пароход ловит одно, а квоты - совсем на другое, то в этом важно навести порядок.
Мы считаем, что для укрепления прибрежных регионов нужно делать всё, чтобы управляли именно в регионах. Для Корякии, как и для всего Дальнего Востока, очень важно оперативное урегулирование квот на местах. Последняя наша путина опять показала, что из-за сбоя в три-пять дней мы теряем большие объемы вылова.
Ну и третье, для нас сейчас важнейшее - это борьба с браконьерством. То, что сейчас творится у нас и во всех регионах - это беспредел, все просто вырезается, и скоро мы останемся без рек. Поэтому мы предлагаем комплекс мер. В первую очередь - это закрепление водоема за пользователями, второе - работа на местах, в поселках, с участием не только МВД и санитарного контроля, но и спецслужб. С браконьерством надо бороться. Нужен закон об обороте лососевых, он тоже очень важен для многих регионов. Иначе, скоро у нас с красной икрой будет та же проблема, как и с черной. Я думаю, что эта ситуация актуальна во всех регионах.
Нам надо чаще общаться на таких форумах, у многих из нас есть хорошие идеи. Все мы дышим одним и тем же воздухом. Желание у всех огромное и направление одно, нужно только довести все до ума. Раньше мы два раза в год стабильно встречались на ДВНПС. На Форуме уровень будет даже выше, чем на ДВНПС, и нужно будет говорить о проблемах и, самое главное, о решениях этих проблем. Важно, что каждый предлагает делать не только для своего региона, но и в целом для Дальнего Востока. Нужно закрепить это, донести до представителей министерства и до других участников.

Анатолий Колесниченко
Генеральный директор АО "Находкинская БАМР"

У рыбаков существует много проблем, требующих решения, и на Форуме мы намерены обратить на них внимание властных структур, чтобы они как-то отреагировали. Иначе мы не сдвинем их решение с мертвой точки. Я далек от мысли, что все будет сразу выполнено, но хочу надеяться, и все мы надеемся, на то, что нас услышат и поймут необходимость каких-то действий.
Прежде всего, надо обсудить законодательство, которое зачастую мешает рыбакам. Министерства и ведомства принимают законы для себя: чтобы пограничникам удобно было защищать границу, таможенникам - 12-мильную зону, проверять и контролировать рыбаков, но эти законы никак не согласованы с интересами рыбаков. Таких положений я насчитал до 30. Полностью надумана 12-мильная зона: рыба ее пересекает, рыбак идет за ней - и нарушает закон. Это глупость, придуманная на ровном месте.
Еще одна проблема - перегруз. Когда-то мы работали у американских берегов, и американцы нам выделяли специальные бухты: можно было подойти на 2 мили к берегу и спокойно перегрузить улов на транспортные суда. А у нас, если судно оформлено для работы за 12-мильной зоной, то оно уже не имеет права подойти к берегу. Пограничники нигде на северном побережье не могут выделить нам бухту, а зимой там страшные шторма, и мы неделями не можем перегрузиться. Это же издевательство, мы оказываемся изгоями у своих же берегов.
Или другой пример. По новым правилам, капитан Иванов, придя в Охотское море, должен найти инспектора ГМИ, явиться лично к нему, показать рыболовный билет, выписанный на его имя, и только после этого может идти ловить. А сидит этот инспектор на плавбазе, к ней постоянно подходят суда, сдают рыбу, и капитан Иванов должен неделями ждать, когда он сможет к ней подойти и заявиться. Я этого не понимаю - если он вышел отсюда Ивановым, так он туда Ивановым и придет, а здесь его проверяют и порт, и пограничники...
Наконец, прибрежный лов, о котором сегодня все говорят. В Японии, Корее, Сингапуре в прибрежных водах вылавливается много рыбы, креветок, но они тут же, в течение 1-2 суток, съедаются. А какая прибрежка на северных Курилах? Там в прибрежной зоне идет обычное промышленное рыболовство. А ведь в 12-мильную зону приходят размножаться все гидробионты - и рыба, и краб, и если там их бить, мы очень быстро нарушим все воспроизводство ресурсов. В советское время был закон о защите прибрежных вод, на глубины менее 100 м крупнотоннажные суда не имели права заходить, нас за это штрафовали. Этот порядок нужно вернуть.
Вот обо всех этих проблемах, и о многих других, мы и будем говорить с властью на Форуме.

Владимир Атрощенко
генеральный директор ООО "Навигатор"
г. Петропавловск-Камчатский

Надеюсь, что в резолюцию Форума будут внесены какие-то решения, которые будут отправлены на заседание правительства, которое состоится в октябре. Я считаю, что в решении Форума нужно отразить два важных момента. Первый - это перераспределение квот вследствие 51% невылова. Согласно 704 постановлению, по прошествии 2 лет квоты, которые освоены менее чем на 50%, должны быть перераспределены между рыбаками. Как практически складывается эта работа? Поскольку в российском законодательстве не прописан механизм передачи квот между компаниями, рыбаки стали находить пути продажи этих квот через заключение договоров, и так далее.
Второй актуальный вопрос - это лосось. На основании ст. 31 ФЗ № 166 "...квоты... распределяются ... путем закрепления долей в общем объеме квот добычи (вылова) ВБР, определенных на основании данных об объеме добытых ... водных биоресурсов за предыдущие пять лет." Но на сегодняшний день доли по лососю не определены, а рыбопромысловые участки не закреплены.
Сейчас в Минсельхозе готовится постановление об обороте долей. Но не все ОДУ рыбных квот поделено по долям, и нас интересует - будет в этом постановлении учтен лосось? Ведь его промыслом занимается весь Дальний Восток.

Вячеслав Белянский
Начальник Амуррыбвода (Хабаровск)

На Форуме мы бы хотели послушать специалистов из Минсельхоза, из ФАР, чтобы понять, как будет развиваться рыбная отрасль Дальнего Востока хотя бы в ближайшие три года. Вопросы, которые нас волнуют - это и отделение контрольных пунктов надзорных хозяйств, и воспроизводственные базы рыбных ресурсов и многое другое. Мы хотели бы понять, к каким изменениям нам нужно быть готовыми в ближайшее время? Я надеюсь, что Ильясов соберет рыбников, которые остались в рыбводах, и проведет с нами какую-то беседу. Законодательных предложений к депутатам у нас пока нет, но в ходе обсуждения на Форуме они могут появиться.
Сейчас самые актуальные проблемы у рыбвода - это экологические наблюдения, контрольный лов, подводный и надводный лов, строительство, реконструкция заводов. Но в дальнейшем я не вижу перспективы в разделении функции охраны между разными организациями. Что дальше будет с рыбной отраслью? На сегодняшний день охраны нет вообще. От нас забрали контрольно-надзорные функции, мы остались без оружия, а Службе фитосанитарного контроля оружие не дают, потому что они по закону не имеют права его носить. Поэтому всё - и реки, и моря, и озера - осталось без охраны.

Игорь Михно
Заместитель председателя комитета по рыболовству
Администрации Чукотского АО

Первое, чего мы ждем - того, что на Форуме состоится открытый диалог региональных и федеральных органов исполнительной власти. Второе: для реализации положений Закона о рыболовстве до сих пор нет подзаконных актов, а те, что изданы - далеки от практики. По ряду позиций отсутствуют нормативные акты, и эти положения закона произвольно трактуются всеми госучреждениями, начиная от московских и заканчивая федеральными органами в регионах.
Следующий важный вопрос. У нас на территории округа тридцать процентов населения - это коренные малочисленные народы севера. Обеспечение их традиционного образа жизни, традиционного хозяйства и традиционного природопользования тоже в законах никак не обозначено. И когда это законы реализуются на практике, то не учитывают интересов коренных народов, и в этом отношении Форум для нас тоже важен. Эта проблема есть во всех дальневосточных субъектах.
Следующее - то, что пора уже начинать работать Дальневосточному научно-промысловому совету. Он создан в июне, но ни разу еще не собирался. Во многих регионах есть ассоциации рыбопромышленников, другие формы общественных организаций. Но лоббизм, с нашей точки зрения, должен исходить не от отдельного региона, а от всего дальневосточного бассейна. И этот лоббизм должен обсуждаться на ДВНПС. И лично моё мнение - председателем этого дальневосточного совета должен быть дальневосточник, а не чиновник из Москвы, как это было раньше. Даже может быть, что по принципу ротации этот пост по очереди должны занимать люди, знающие проблемы региона - начальники департаментов рыбного хозяйства Приморья, Сахалина, Камчатки и так далее.
Нужно обсудить на Форуме и принять какую-то резолюцию - чтобы мы понимали, как видит развитие Дальнего Востока федеральный орган, и чтобы в Москве понимали, чего хотят на территориях. А мы хотим, чтобы наш голос был услышан, и чтобы наши действия никто не считал действиями только во благо одного субъекта. Ведь на региональном, бассейном уровне мы всегда сможем друг друга понять и договориться.

Эрнст Смелов
Президент Союза рыбопромышленников Запада (Калининград)

Мы ожидаем от Форума конкретных предложений в правительство, конкретных мероприятий. Конференций, выставок, совещаний было достаточно, но результатов от них довольно мало. Например, недавние решения Морской коллегии отодвигают действия по строительству рыбодобывающего флота года на два. И если в бюджете страны не будет позиции по поддержке рыбной отрасли, все обсуждаемые меры останутся только на бумаге.
Мы считаем, что механизм распределения ресурсов должен быть более гибким. Например, мы в Калининградской области 90% вылова добываем за пределами российской экономической зоны. Управление ресурсами сегодня находится в ведении федерации, а рыбохозяйственные комплексы - на территории субъектов, которые не наделены правами управления ресурсами. Центр все их забрал себе, а регионам оставил все проблемы организации рыбохозяйственной деятельности и социальные вопросы. Мы считаем, что разграничение этих полномочий должно быть сдвинуто в пользу приморских регионов.
Второе, о чем следует сказать на Форуме. На определенном этапе общественные организации рыбаков вносили во власть свои предложения по совершенствованию механизма распределения ресурсов, но сегодня они отодвинуты от процесса разработки нормативных актов.
Выездное заседание комитета Госдумы на Форуме, как мне кажется, будет полезно тем, что в регионах для депутатов многие вещи оказываются новыми - приезжая в регионы, они видят проблемы совершенно по-другому, чем находясь и принимая решения в Москве.
Мы считаем, что Форум должен сделать серьезное заявление в адрес правительства, где четко должна быть обозначена стратегическая линия и конкретные мероприятия по решению этих проблем.

Дмитрий Глотов
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, г. Владивосток

На вопрос "что мы ожидаем от Дальневосточного Форума рыбной отрасли?" я могу ответить так: мы не ждем, мы делаем. Мы начали организовывать Форум, так как в определенный момент стало понятно, что для решения груза проблем, накопившихся в отрасли за последнее десятилетие, необходимо объединение рыбаков и их согласованные действия по наведению порядка. Рыбаки готовы и хотят участвовать совместно с государством в организации рыбохозяйственного комплекса. Наша общая цель ясна - посторонние эффективной и конкурентоспособной рыбной отрасли. Конечно, на конкретные способы достижения цели существуют разные точки зрения. Для их обсуждения, согласования и выработки оптимальных моделей и направлена работа Форума.
Что касается конкретных проблем, требующих безотлагательного решения, то я бы назвал две - борьба с браконьерством и организация глубокой переработки на российских предприятиях из российского сырья.



назад..