Дата: 07.10.1030 сентября 2010 г. прошло расширенное заседание Совета АРППОдним из вопросов повестки дня была подготовка к участию в расширенном заседании Совета ВАРПЭ 12 октября 2010 г. Рассматривались вопросы взаимодействия рыбаков с органами Федеральной пограничной службы ФСБ РФ. Данные вопросы направлены в адрес ВАРПЭ.
I. О сбросе льяльных вод с судов.
На промысле водных биоресурсов в территориальных водах периодически возникает потребность сброса льяльных вод. По международному и российскому природоохранному законодательству сброс льяльных вод в территориальных водах запрещен. Следование судов в пункты пропуска и обратно для осуществления мероприятий по «закрытию» и последующему «открытию границы» только лишь для осуществления кратковременного выхода за пределы территориальных вод ведет к потере промыслового времени, материальным затратам, снижению результатов промысла.
Предложение: Пограничной службе ФСБ РФ определить перечень случаев, предусматривающих уведомительный (либо разрешительный) порядок краткосрочного выхода за пределы территориальных моря при осуществлении судами хозяйственной деятельности без оформления в пунктах пропуска. Выступить с законодательной инициативой о внесении необходимых изменений в ФЗ «О государственной границе Российской Федерации», внести их в нормативно-правовую базу ФСБ РФ.
II. О промысле кальмара и других ВБР.
В подзоне Приморье ежегодно не осваивается ОДУ кальмара, промысел которого возможен и достаточно эффективен с использованием рыбопромысловых маломерных судов. Данный промысел может осуществляться только в ночное время.
Приказом ФСБ РФ № 458 от 10.09.2007 г., другими нормативными актами ФСБ РФ не определены особенности выполнения пограничного режима для рыбопромысловых судов, несмотря на то, что пунктом 3.1 данного приказа это предусмотрено.
В связи с вышеуказанным пограничными управлениями ФСБ РФ к маломерным рыбопромысловым судам применяются общие правила пограничного режима по отношению ко всем маломерным судам, предусматривающие выход в море только в дневное время. Таким образом, требования указанного приказа исключают ведение промысла кальмара промысловыми маломерным судами. Кроме того, данные требования негативно влияют на развитие аквакультуры, снижают эффективность промысла донных водных биологических ресурсов водолазным способом.
Предложение: Пограничной службе ФСБ РФ внести соответствующие изменения и дополнения в приказ ФСБ РФ № 458 от 10.09.2007 г, определяющие особенности выполнения требований пограничного режима маломерными рыбопромысловыми судами, позволяющими осуществлять прибрежное рыболовство в ночное время.
III. О замене акта соответствия ТСК.
Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю требует замены акта соответствия ТСК при передаче судна в тайм-чартер.
Данное требование выдвигается только указанным Пограничным управлением, идет вразрез разъяснениям руководства Росрыболовства, осуществляющему функционирование отраслевой системы мониторинга и определяющего порядок действий пользователей по использованию и регистрации технических средств контроля, не подтверждается существующими решениями судебных инстанций.
По мнению рыбацкой общественности, Росрыболовства (письмо заместителя Росрыболовства Рисованного В.В. в адрес руководителя Приморского территориального управления Росрыболовства от 25.06.2010 г. № 3734 – ВР/708) данное требование является созданием искусственного административного барьера, препятствующего выполнению поставленных рыбохозяйственному комплексу задач.
Предложение: Поручить ГМИ ПС ФСБ России проанализировать законность данного требования с учетом мнения Росрыболовства, по результатам направить соответствующие разъяснения в Пограничные управления субъектов Федерации.
IV. О практике применения Постановления Правительства РФ № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов ВБР и продуктов их переработки в морских портах РФ».
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов ВБР и продуктов их переработки в морских портах РФ» судовладелец обязан заблаговременно, но не позднее чем за 24 часа направить в государственные контрольные органы документы и сведения, предусмотренные законодательством РФ, для осуществления государственного контроля судов и продукции морского промысла.
Очевидно, что судовладельцы маломерных судов, ежедневно выходящих на дневной промысел и возвращающихся в порты и портопункты, таких требований выполнить не могут.
Предложение: ФСБ РФ в кратчайшие сроки согласовать проект Постановления Правительства, разработанный Росрыболовством по внесению изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов ВБР и продуктов их переработки в морских портах РФ».
V. Об осуществлении каботажных переходов.
Проблема двоякого толкования порядка пересечения государственной границы РФ судами каботажного плавания рассматривалась неоднократно, в частности, 26 июня 2010 года во Владивостоке, с представителями центрального аппарата Минтранса России (Клюев В.В.- заместителя директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта), ФСБ России (контр-адмирал Щербаков С.В.- первый заместитель начальника управления Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России), ДВТУ, администрациями морских портов Владивосток и Находка, руководителями крупнейших транспортных компаний Дальневосточного региона.
Проблема вызвана тем, что все более широкое применение находит правоприменительная практика Северо-Восточного Пограничного управления береговой охраны ФСБ России по привлечению должностных лиц транспортных компаний к административной ответственности за нарушение режима Государственной границы РФ по ст. 18 КоАП РФ, поскольку данные суда, следуя рекомендованными курсами после пересечения Государственной границы РФ следуют согласно рейсового плана, не заходя в пункты пропуска.
Так при следовании из порта Петропавловс-Камчатский в порт Владивосток через пролив Лаперуза они четырежды пересекают линию Государственной границы РФ.
По мнению должностных лиц СВПУ БО ФСБ РФ, основанному на требованиях закона «О государственной границе РФ», после каждого такого пересечения судно должно следовать в ближайший пункт пропуска.
Эта проблема является надуманной. При принятии решений должностные лица рассматривают только требования ст. 9 закона «О государственной границе РФ».
Статья 6 ФЗ N 114-ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», где указано, что не рассматривается, как выезд из Российской Федерации, так и въезд в Российскую Федерацию следование на российских судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации или через открытое море без захода в иностранные порты не учитывается. По мнению должностных лиц СВПУ ФСБ России это не распространяется на транспортные средства и перемещаемые грузы. Что же касается норм Федерального закона N155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31.07.1998 года, где статьей 10 определено право указанных судов непрерывного и быстрого прохода через территориальное море РФ, то они не рассматривались ни по административным делам, не в ходе обжалования этих решений в судебных инстанциях.
Штрафные санкции по ст.18.1 КоАП РФ весьма значительны и предусматривают наложение административного штрафа на капитана судна до пятидесяти тысяч рублей, на юридическое лицо – до восьмисот тысяч рублей. Элементарные расчеты показывают, что каждый переход судна из порта Петропавловск-Камчатский и обратно без захода в контрольные пункты пропуска будет стоить капитану – 400 тысяч рублей, судовладельцу – 6 млн. 400 тысяч рублей.
На основании протокола встречи во Владивостоке капитаном морского порта Владивосток по согласованию с Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю принято решение:
«Выход в рейс судов каботажного плавания осуществляется уведомительным путем в адрес Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю и службу государственного портового контроля ФГУ «АМП Владивосток». Штампов пограничных органов не требуется».
Таким образом в Приморье данный вопрос временно урегулирован, что не исключает его обострение, поскольку неизвестно, какие решения приняты и какие указания направлены по указанному вопросу центральным аппаратом береговой охраны ФСБ России в адреса СВПУ БО ФСБ РФ и Сахалинского ПУ береговой охраны ФСБ России (далее –СахПУБО ФСБ России).
Предложение:
Поскольку статьей 9 (абзац 4) Федерального закона «О государственной границе РФ» предусмотрено:
«Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами».
Статьей же 10 Федерального закона N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31.07.1988 года, отделено право российских судов непрерывного и быстрого прохода через территориальное море РФ:
«Под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью:
Пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод;
Пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения.
Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы в следствии непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам и летательным аппаратам. Находящихся в опасности или терпящих бедствие».
Предложения: Пограничной службе ФСБ России в случае согласия с вышеуказанным соответствующие разъяснения направить в Пограничные управления ФСБ России для руководства.
VI. О государственном контроле в сфере добычи ВБР.
Осуществление государственного контроля в сфере добычи ВБР регламентируется Положением «О порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биоресурсов», утвержденным приказом ФСБ России от 26.09.2005 №569 (далее по тексту «Положение»), а так же административным регламентом ФСБ России по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению контроля в этой сфере, утвержденным приказом ФСБ России от 11.01.2009 № 1 (далее по тексту «Административный регламент»).
Действующий регламент определяет только права должностных лиц и область применения этих прав. Документы не содержат конкретных временных параметров осмотров, не определяют периодичность проверок в течении суток. Вышеуказанное позволяет злоупотреблять должностными полномочиями, ведет к возможным коррупционным проявлениям, снижает результаты промысла.
Промысловые суда, ведущие прибрежный промысел, осуществляют выгрузку уловов в определенных местах на территории края. При этом проверки осуществляются как в портах (портопунктах), так и в районах промысла, на рыбопромысловых участках. Имели место случаи, когда рыбопромысловый бот в течении светового дня осматривался трижды, продолжительность осмотров составила в общей сложности 7 часов.
Предложение: Поскольку административный регламент осуществления государственной функции - это нормативно правовой акт органа государственной власти, определяющий последовательность действий и сроки исполнения государственных функций, эффективную работу подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций, необходимо внести в него дополнения, определяющие количественные (если в отношении судна нет данных оперативно-служебной деятельности) и временные (в зависимости от типа и размеров судна) параметры проверок, установить четкую последовательность действий, регулирующих отношения пользователей и органов государственного контроля.
VII. Потери промыслового времени при оформлении разрешения «Многократного пересечения госграницы».
При оформлении разрешения на многократное пересечение границы по Постановлению правительства № 560 сроки рассмотрения и оформления самого разрешения занимают 8 рабочих дней (п.5, п.8 Постановления), с учетом выходных дней, т.е. целая декада промыслового времени.
Согласно п. 15 Постановление при продлении срока действия разрешения на многократное пересечение госграницы о продлении принимается так же в течение 5 рабочих дней и продлевается посредством телеграфного отправления, которое является неотъемлемой частью разрешения. Однако, пограничные органы требуют предъявить оригинал разрешения для внесения продления сроков. Для доставки оригинал разрешения, например, с промысла район Северных Курил в Приморье занимает много времени. Такая же ситуация складывается с изменением района промысла (подзоны).
Еще больше промыслового времени суда теряют в конце года, когда для выписки нового разрешения на следующий год необходимо вернуть оригинал разрешения на многократное пересечение границы за предыдущий год.
Таким образом, в год тратится минимум месяц промыслового времени на одно судно. Руководство пограничных органов на уменьшение затрат промыслового времени не идет, ссылаясь на свои внутренние распорядительные документы. А потеря промыслового времени - это недолов среднетоннажного судна около 1000 тонн рыбы, крупнотоннажного до 3000 тонн.
Предложение: Рассмотреть возможность уменьшения сроков рассмотрения и оформления документов.
VIII. Потери промыслового времени при доставке продукции морского промысла в порты (портопункты).
Суда, осуществляющие промысел с многократным пересечением границы по Постановлению правительства № 560, осуществляют доставку ВБР на территорию РФ в места доставки, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации. В частности, перечень таких мест в Приморье определен Постановлением Губернатора Приморского края от 8 мая 2009 года № 131 – па (далее – Постановление).
До издания указанного Постановления в соответствии с разъяснениями начальника Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 25. 03.2008 года № 21/703/2/1 в адрес начальника управления рыбного хозяйства Приморского края контрольно-проверочные мероприятия пограничные органы в Приморье проводят в портах (портопунктах), перечень которых определен ФСБ России.
В связи с наметившейся тенденцией к развитию прибрежного рыболовства, восстановлением прибрежных предприятий рыбохозяйственного комплекса возникает необходимость расширения указанного перечня. В настоящее время суда прибрежного промысла, выходящие на промысел из портопунктов, не вошедших в перечень, не могут доставлять туда уловы ВБР и вынуждены осуществлять ее доставку для выгрузки и дальнейшей транспортировки на переработку на отдаленные предприятия в установленные Пограничной службой ФСБ России места.
Вышеуказанное ведет к потере качества продукции, дополнительным расходам, что негативно влияет на развитие прибрежного рыболовства.
Предложение: Перечень указанных портов и портопунктов расширить до перечня, определяемого органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации.
IX. О пересечении государственной границы Российской Федерации российскими научными судами рыбопромыслового флота.
Постановление правительства РФ от 5 сентября 2007 года № 560 (далее - Постановление) установлен порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами.
По мнению должностных лиц Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, данное постановление не распространяется на рыбопромысловые суда, осуществляющие научно-исследовательские работы, в связи, с чем им отказано в получении таких разрешений.
Вышеуказанное ведет к необходимости проведения работ в два этапа, что снижает качество работ, нарушает дискретность проведения наблюдений, влечет дополнительные временные затраты и материальные затраты государственных средств.
Предложение: ФСБ России выступить с законодательной инициативой о дополнении п.1 Постановления словами «(в том числе научными)» после слов «рыбопромысловыми судами» либо направить в Пограничные управления ФСБ России необходимые разъяснения о принадлежности научных судов к судам рыбопромыслового флота.
X. Об упрощении некоторых Правил пограничного режима (приказ ФСБ от 10 сентября 2007 года № 458 «Об утверждении правил пограничного режима»).
Хозяйства марикультуры ведут деятельность, как правило, на РПУ вне границ портов, которые существенно удалены от пунктов пропуска через Государственную границу. В Приморском крае их акватории находятся в границах территорий с пограничным режимом. На основании указанного приказа территориальным управлением пограничной службы введены запреты на погрузку живой продукции на суда под иностранным флагом. До издания приказа территориальное управление утверждало особый порядок погрузки судов под иностранным флагом, согласно которому иностранное судно после оформления в пункте пропуска принимало на борт на период погрузки пограничный наряд и инспектора ГМИ, которые присутствовали на судне от начала до полного окончания загрузки судна и оформления таможенных деклараций.
Заявку, документы судна и судовые роли российская компания марикультуры представляла, как правило, заблаговременно (за 2-3 месяца) для проведения проверок и получения согласования на заход судна. В согласовании указывались точки стоянки судна, координаты района смены воды в судовых бассейнах с живой продукцией и время захода судна в указанные районы.
Предложение: ввести дополнение в приказ ФСБ от 10 сентября 2007 года № 458 «Об утверждении правил пограничного режима», статья 4.7 :
«Указанные положения не распространяются на хозяйственные субъекты рыболовства или марикультуры, осуществляющие хозяйственную деятельность по выгрузке живой продукции на суда под иностранным флагом, которые должным образом оформили заход в территориальные воды РФ в ближайшем пункте».
XI. Процедура получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ и контроль за промыслом.
Действующими нормативными документами Пограничной службы ФСБ РФ установлено, что решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на многократное пересечение Государственной границы РФ принимается должностным лицом пограничного управления в течение 5 рабочих дней с даты получения пограничным органом заявления и документов для российских судов, экипаж которых укомплектован только гражданами Российской Федерации. Оформляется разрешение на бланке пограничного органа с указанием его реквизитов по форме в срок не более 3 рабочих дней с даты принятия решения о его выдаче.
Фактически вся процедура с момента подачи заявления до дня выдачи разрешения занимает 8 рабочих дней (10 календарных).
Работа на судах прибрежного промысла осуществляется вахтовым методом, ожидание оформления документов в течение 10-ти дней пагубным образом влияет на экономический результат промысла.
При предъявление должностному лицу при подаче заявления документов, удостоверяющих личности членов экипажа и судовых документов, не учитывается то обстоятельство, что рыбопромысловые суда дислоцируется не всегда в порту приписки, а чаще в портопунктах (местах выгрузки уловов), расположенных на значительных расстояниях от порта. Такие обстоятельства не способствуют оперативной работе, влекут остановку промысла в ожидании оформления документов.
Необходимо максимально сократить сроки принятия решения о выдаче разрешения и его оформление до 2-Зх суток.
При осуществлении контроля в отношении рыбопромысловых судов, есть необходимость сократить время оповещения пограничных органов о прибытии судна в порт с целью доставки уловов водных биоресурсов.
В настоящее время установлено, что оповещение должностных лиц пограничных органов о прибытии российского судна в порт с целью выгрузки уловов производится не позднее, чем за 4 часа. Учитывая специфику прибрежного лова и незначительную удаленность районов промысла от берега, то двух - трёх часовое ожидание с уловом на борту после уведомления, не добавляет эффективности промыслу и рыбоперерабатывающему комплексу.
Необходимо сократить время оповещения о прибытии судна для выгрузки уловов до 1-2-х часов.
Есть также необходимость дополнить перечень оснований для приостановления действия разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы РФ.
Действие разрешения приостанавливается в только в трёх случаях : приостановление действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, прекращение передачи ТСК информации в связи с их технической неисправностью и выявление несоответствия данных, указанных капитаном российского судна в отчете, данным, полученным в результате досмотра российского судна перед его выходом из порта.
Вместе с тем, в период с мая по ноябрь (сезон) возникает необходимость использования судов в другом виде промысла (добыча морских ежей) с оформлением продукции морского промысла таможней. Разрешение на неоднократное пересечение государственной границы в этот момент не используются, однако, приостановить их действие нет оснований, а аннулирование неактуально, так как по окончании сезона добычи ежей судно вновь выходит на осенне-зимний промысел.
Необходимо ввести уведомительный порядок о смене режима промысла и приостановлении действия разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы РФ на период ведения промысла, не связанного с использованием такого разрешения.
назад..