Сервис обратного звонка RedConnect
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья

Дата: 26.09.12
Конкурентные секторы дальневосточной экономики получат поддержку

25 сентября во Владивостоке состоялось выездное совещание под руководством секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева. Участники заседания обсудили проблемы защиты национальных интересов в сфере рыболовства и приграничного сотрудничества.

Во встрече приняли участие министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – полпред президента в ДФО Виктор Ишаев, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, заместитель генпрокурора России по ДФО Юрий Гулягин. На совещании также присутствовали главы дальневосточных регионов, представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых организаций.

Среди основных тем были заявлены вопросы реализации политики приграничного сотрудничества дальневосточных регионов и меры по защите национальных интересов России в сфере рыболовства, охраны водных биоресурсов в регионе.

Секретарь Совета Безопасности обратил внимание на недостаточность мер по выравниванию экономических отношений с приграничными территориями соседних стран. По словам Николая Патрушева, делается многое для того, чтобы сотрудничество дальневосточных регионов и их пограничных соседей было равноправным, но этих усилий недостаточно. Как передает «Интерфакс», секретарь Совбеза подчеркнул: «Нам пока не удалось преодолеть ярко выраженную сырьевую направленность российского дальневосточного экспорта – лесоматериалы, мороженая рыба, газ, нефть за счет, прежде всего, реализации сахалинских нефтегазовых проектов».

Имеющийся потенциал, в первую очередь в области глубокой переработки, в регионе используется недостаточно. Такое положение дел, по словам Николая Патрушева, требует от руководителей субъектов РФ более пристального внимания к точному анализу потребностей предприятий своего региона в условиях ВТО, выработке новых предложений по эффективной защите отечественных производителей. «На уровне субъектов Федерации округа следует сформировать пакет решений, направленных на оптимизацию отраслевой структуры производства, поддержку конкурентных секторов, повышение эффективности госуправления», – заявил глава Совбеза.

Данный тезис поддержал и полпред Виктор Ишаев. По его словам, после саммита АТЭС иностранцы увидели для себя возможности в этом регионе, поэтому «Дальний Восток должен стать «фасадом» России в АТР». А основной источник доходов Дальневосточного региона (не считая транспортной составляющей) – это ресурсы. В связи с этим, передает ИА «Дейта», глава Минвостокразвития указал на необходимость развития на территории ДФО переработки ресурсов: «Надо прекратить ресурсное безобразие!» – подчеркнул Виктор Ишаев.

Однако Дальний Восток теряет не только сырье – регион покидают предприятия, что приводит к снижению налоговых отчислений в местные бюджеты. На этом, в частности, заострил внимание губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. На Камчатке наиболее заметно эта проблема проявляется в рыбной отрасли. «Закон разрешил предприятиям, которые работают в прибрежной зоне, свободно регистрироваться в любых субъектах страны, без учета интересов прибрежных регионов. В результате только за последние три года «прописку» сменили 12 камчатских компаний. За неполный 2012 год с Камчатки «ушли» еще 11 компаний. А ведь именно рыбопромышленные предприятия являются градообразующими для большинства камчатских прибрежных сел и поселков», – подчеркнул губернатор, предложив вернуть норму закона и закреплять квоты только за предприятиями, зарегистрированными в соответствующих прибрежных субъектах.

Еще одной проблемой в сфере рыболовства Владимир Илюхин назвал необоснованные запреты на обработку и перегрузку рыбы при прибрежном промысле. Как сообщили в пресс-службе краевого правительства, губернатор отметил необходимость поддержки внесенного в Госдуму проекта поправок по «прибрежке». Кроме того, глава Камчатского края обратил внимание участников совещания на важность обновления дальневосточного промыслового флота.

В рамках вопроса защиты национальных интересов Российской Федерации в сфере рыболовства участники также затронули вопрос возможности установления льготных тарифов на перевозку рыбной продукции с Дальнего Востока в центральную часть страны, в том числе по Северному морскому пути.

Выступили на совещании и представители рыбного бизнеса. Вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, исполнительный директор ООО «Компания «Тунайча» Андрей Коваленко в своем докладе обозначил основные задачи в рамках поддержания продовольственной безопасности страны – сохранение и увеличение объемов водных биоресурсов. «Одна из мер – разработать и реализовать программу, нацеленную на сохранение естественных популяций водных биоресурсов за счет усиления борьбы с браконьерством», – рассказал рыбопромышленник корреспонденту РИА Fishnews.ru.

По мнению Андрея Коваленко, программа должна предусматривать ликвидацию рынка сбыта браконьерских уловов и ужесточение меры ответственности за транспортировку и хранение рыбного сырья без документов, подтверждающих его происхождение.

В качестве еще одной важнейшей меры по сохранению и увеличению объемов ВБР вице-президент АРС назвал развитие аквакультуры. «Приоритетным направлением должны стать объекты аквакультуры, позволяющие осваивать ресурсы Мирового океана», – убежден собеседник информагентства.

Особо Андрей Коваленко отметил перспективность для Дальнего Востока искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей – вида аквакультуры, позволяющего получать значительные объемы сырья по доступной цене. По мнению вице-президента Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, при разработке концепции развития лососеводства в Дальневосточном регионе обязательно нужно сделать акцент на создании привлекательных условий для бизнеса – закрепить право собственности предприятий на выпускаемую рыбоводную продукцию и создать систему компенсации затрат рыбоводным предприятиям со стороны рыбопромышленных компаний, ориентированных только на добычу сырья. «Я считаю, что это стимулирует рыбопромышленников к переходу от «идеологии потребления» к созданию предприятий полного цикла, занимающихся воспроизводством, добычей и переработкой водных биоресурсов», – заявил собеседник информагентства.

РИА Fishnews.ru

Дата: 25.09.12
Прорабатываются меры господдержки рыбопереработки

В ходе подготовки новой версии федеральной целевой программы прорабатываются различные меры государственной поддержки частным рыбоперерабатывающим предприятиям.

Возможными мерами такой государственной поддержки могут стать субсидии, выплачиваемые из бюджетов, предприятиям, осуществляющим переработку рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации, по таким направлениям как:

- возмещение части затрат предприятий на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях после 1 января 2010 года на срок до 5 лет, где целевым использованием кредитных средств является приобретение сырья и вспомогательных материалов;

- возмещение части затрат предприятий на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях после 1 января 2010 года на срок до 8 лет, где целевым использованием кредитных средств является приобретение рыбоперерабатывающего и иного технологического оборудования и/или модернизация производства;

- возмещение части затрат на приобретение у российских рыбодобывающих предприятий и индивидуальных предпринимателей добытых ими уловов малоиспользуемых для переработки видов водных биоресурсов и производство из них рыбной и иной продукции.

В Росрыболовство региональным комитетом рыбохозяйственного комплекса направлены соответствующие предложения для учёта при подготовке программы. Отдельные меры из перечисленных уже реализуются в ряде регионов, в том числе и в Мурманской области. Принятие федеральной программы позволит увеличить объём такой господдержки.

Комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской области

Дата: 25.09.12
Медведев поручил Дворковичу контролировать закон по рыбной отрасли

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу держать под контролем вопрос подготовки законопроектов и поправок к действующим законам по рыбохозяйственному комплексу.

"Не дайте это замотать, потому что у этой темы много лоббистов, и в результате у нас ничего не движется, все остановилось, и годами не принимаются законы", - сказал Медведев на совещании с вице-премьерами.

В начале сентября глава кабмина проводил совещание по развитию рыбохозяйственного комплекса, по итогам которого он дал поручение ускорить подготовку и рассмотрение целого ряда законопроектов, в том числе и закона об аквакультуре.

На совещании в понедельник Медведев поинтересовался у Дворковича, как идет работа по этому направлению. Медведев напомнил, что давал срок до 20 сентября подготовить все законопроекты и или внести их, или определиться с ними.

"Что касается рыбы, все законопроекты внесены до 20 сентября в правительство", - сказал Дворкович.

Он отметил, что по ряду вопросов есть замечания у отдельных органов власти, и в течение текущей недели в аппарате правительства все данные вопросы будут досогласованы, с тем чтобы Госдума знала позицию правительства по тем законопроектам, которые готовятся ко второму чтению, а те законопроекты, которые должны быть внесены (в нижнюю палату парламента), были готовы.

Минсельхозу, Росрыболовству и заинтересованным министерствам было поручено с учетом данных ранее поручений внести в правительство до 20 сентября проект поправок, направленных на совершенствование госконтроля в данной области, законопроект о любительском рыболовстве, проект поправок к закону об аквакультуре, а также проект по перечню сопроводительных документов для перемещения рыбы и рыбной продукции по территории РФ.

До 8 октября поручено внести в правительство проект поправок в закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части расширения разрешенных видов производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота при осуществлении прибрежного рыболовства. Кроме того, министерствам предстоит определить и доложить кабмину, целесообразно ли исключение из этого закона нормы, предусматривающей уничтожение водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении научного и контрольного лова.

target="_blank">РИА "Новости"

Дата: 18.09.12
Герман Зверев: Простые истины российской рыбной отрасли

Без ясного понимания структуры рыбного импорта, и главное - причин, которые его формируют, любые планы развития рыболовства, а - тем более - рыбопереработки, повиснут в воздухе. Импорт рыбопродукции - это такой набор хромосом, без которых генетический код рыбохозяйственной отрасли невозможно понять.

Двадцатилетняя история рыбного импорта в Россию (в Россию - не в Советский Союз), на мой взгляд, делится пополам в 2002 году. До этого - ежегодный ввоз рыбопродукции в Россию держался на одном уровне (550 - 600 тысяч тонн), а официальный денежный оборот не превышал 200 миллионов долларов. Начиная с 2002 года, импорт - и в тоннах, и в долларах - изменяется ежегодно. Где мы сейчас? В тоннах - где-то на уровне 2004 года. Но в деньгах российский импорт рыбопродукции вырос почти в четыре раза. Отсюда - известный тезис: из России вывозят рыбу с низкой добавленной стоимостью и задёшево, а ввозят - с высокой добавленной стоимостью и задорого. Так ли это?
Вот структура рыбного импорта в тоннах. Обратите внимание - 56% ввозимой в Россию рыбопродукции - мороженная рыба. Не филе, а именно мороженная рыба. Причём в течение десяти лет - за исключением промежутка между 2005 и 2007 годами - доля мороженной рыбы в нашем импорте остаётся стабильной - 55 - 60%. Россия ввозит преимущественно одни и те же виды мороженной рыбы: сельдь, скумбрия, лосось, сардина, хек.

Если оценивать импорт в деньгах, то мороженная рыба явно утрачивает своё бесспорное преимущество. 450 тысяч тонн мороженной рыбы, ввезённые в прошлом году, оцениваются в 820 миллионов долларов, а 128 тысяч тонн охлаждённой рыбы - в 730 миллионов долларов. Разрыв невелик. Креветка хотя и занимает всего 7% физического объёма импорта, по финансовому весу практически сравнилась с филе.

Вернусь к 2004 - 2007 годам.В этот период зафиксирован минимальный объём импорта мороженной рыбы - 350 тысяч тонн. И вот что получается. Импорт в 2006 году снизился на 100 тысяч тонн, собственный вылов в эти годы не увеличивался - чуть больше 3 млн. тонн. Но статистика зафиксировала 27-процентное увеличение рынка рыбопродукции. Откуда рост? Если импорт сократился, а собственный вылов не растёт? Ответ один - неучтённая рыба. Предполагаю, что в 2004 - 2007 годах российская рыбопереработка в значительных масштабах использовала "левую" рыбу. Введение в 2008 году новых правил наделения квотами, ужесточение системы таможенного учёта на границе и более совершенный мониторинг промысла "высветлили" внутриотраслевые потоки сырья, но посадили на голодный паёк те предприятия, которые работали с "серыми поставками".

Удар был очень сильным, потому что российская рыбопереработка давно привыкла к определённому рациону. Она нуждается в тех видах сырья, которые добываются в Атлантике и долгие годы поставлялись в Советский Союз. Это технологическая зависимость. Обратите внимание, насколько жёсткой является структура поставок мороженной рыбы. Четверть - атлантическая сельдь, 20% - скумбрия, 15% - сардина, 7% - лосось. Кстати, обратите внимание на очень скромную долю импортных поставок мороженного лосося. Сомневаюсь, что 33 тысячи тонн импортного лосося всерьёз угрожают отечественным рыбодобытчикам, у которых вылов почти 500 тысяч тонн. Думаю, что разговоры о необходимости импортных пошлин не всегда обоснованны.

Зависимость от атлантической рыбы, конечно, не только в производственных привычках, хотя это тоже немаловажно и чуть позже приведу один показательный пример. Крупнейшие поставщики отладили удобные для покупателей схемы расчётов, а густая транспортная сеть в Европе снижает "логистическое трение" при доставке сырья.
Отсюда парадоксы. 130 тысяч тонн скумбрии добыли российские рыбаки в прошлом году в Атлантике и отгрузили покупателям в Европе и Мавритании - 106 тысяч тонн скумбриив страну ввезли из-за рубежа. Другой пример. Наши рыбаки добыли в Атлантике 52 тысячи тонн сардины и отгрузили её за рубежом - свыше 60 тысяч тонн сардины в Россию ввезли из-за рубежа. "Это реэкспорт",- утверждают критики!
А что есть другой вариант? Реально доставить скумбрию и сардину из района промысла в Атлантике транспортными рефрижераторами за пять тысяч километров? Для этого понадобится специальная флотилия примерно десятка в полтора кораблей, которые будут загружены только в одну сторону. Сколько будет стоить скумбрия и сардина при таком способе доставки на внутренний рынок? Нужна ли она будет по такой цене переработчикам?

Тут, кстати, будет уместна история про снежного человека: многие видели его следы, но никто не видел его самого. Много разговоров о реэкспорте минтая. В 2011 году экспорт минтая составил 1,3 млн. тонн в живом весе. В Россию ввоз филе минтая 12,6 тысяч тонн. Переводим в живой вес - 43 тысячи тонн. Чуть больше 3% поставленного на экспорт минтая возвращается обратно в Россию, поэтому реэкспорт минтая как экономическое явление не существует.
Теперь пример, который я обещал. На Дальнем Востоке вылов сельди в прошлом году почти 300 тысяч тонн, 174 тысячи тонн - на экспорт. Одновременно 106 тысяч тонн атлантической сельдиввезли из-за рубежа. Почему? Сравним экономику переработчиков на охотоморской сельди и атлантической сельди. Учитывая размер и сроки промысла охотоморской сельди, технологические отходы при её переработке вдвое выше, чем при переработке атлантической сельди. Потери переработчиков гораздо выше. Причём на рисунке нет ещё и налогового перепада: продавец на ЕСХН - покупатель на обычной системе налогообложения. С ним финансовая картинка ещё разительнее. Другое дело олюторская сельдь, она гораздо крупнее, но популяция олюторской сельди выстреливает раз в десять лет.

Каково соотношение инерции и инноваций на российском рыбном рынке? Другими словами: какова вероятность возникновения совершенно новых сегментов рынка? И второе - насколько рукотворным может быть этот процесс? Что сильнее влияет на российский рыбный рынок: действия регулятора или конъюнктура сырьевой базы?

Вот пример двух быстрорастущих рынков. Рынок "охлаждёнки" быстро растёт с 2004 года, единственный раз он споткнулся в 2006 году. Россельхознадзор ввёл ограничения на поставки из Норвегии в связи с обнаружением тяжёлых металлов, опасных как для человека, так и для животных. Однако действия регулятора не повлияли на долгосрочный тренд: очень высоким оказался растущий спрос и очень мощной является производственная база аквакультуры. Хотя доходность этого бизнеса снизилась.

А вот филе не повезло - стремительный рост и быстрое падение. Главная причина падения - кризис сырьевой базы в Китае и Вьетнаме в 2008 году. Провинция Гуандун, обеспечивавшая 60% производства тилапии, потеряла почти 70% стада. Китайцев больно ударила природа, а вьетнамцев - экономика. На треть подорожали корма пангасиуса, а банки резко увеличили процентные ставки за кредиты. Эти привело к разорению громадного количества фермеров и падению производства. Однако кроме дефицита сырья была и другая причина: игроки рынка в погоне за прибылью сами разрушали рынок, снижаякачество продукции. Это стало отпугивать потребителей, а затем Роспотребнадзорввёл нормативы содержания глазури - в результате продажи филе не вернулись к докризисным объёмам.

Российский рыбный рынок пока очень инерционен. Производственные активы отрасли сопротивляются изменениям, выходящим за рамки их сложившегося устройства. Производственные процессы отрасли по-прежнему нуждаются в привычной сырьевой базе. Регулятор способен оказывать растущее влияние и на рынок, и на производственные процессы, но это влияние пока однобокое. Что-то запретить, чему-то помешать регулятор уже может и начинает делать это аккуратно (не как слон в посудной лавке). Это уже большой успех. А вот с созидательным регулированием сложнее, пока не очень получается. И без помощи, без участия бизнес-объединений никогда не получится.

В южноафриканской культуре существует понятие, звучащее на местном диалекте как убунту. Его можно перевести примерно так:"Я могу увидеть себя самого только вашими глазами". Добытчики могут увидеть и понять себя, построить своё будущее, только увидев себя глазами переработчиков, переработчики смогут сделать то же самое только глазами добытчиков, а мы вместе сможем понять собственное будущее только глазами потребителей. И для этого всем нам необходимо выйти на пределы уютных и обжитых представлений. Это и есть простая истина российского рыбохозяйственного комплекса.

Герман Зверев

Дата: 18.09.12
Разослан Циркуляр_ITU

ПЛАН Выпуска изданий ITU/IMO/ЦНИИМФ и их корректуры для использования в морской подвижной радиослужбе и др. (по состоянию на 01.09.2012г.)

Дата: 18.09.12
Разослан Циркуляр_46

1. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 23 августа 2012г. № 703: «О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 14 декабря 2011 г. N 1251».

2. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 31 августа 2012г. № 734: «О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 7 декабря 2011 г. N 1213».

Дата: 04.09.12
В Приморье на промысле работают 87 рыбодобывающих судов

1948 тонн водных биоресурсов добыли приморские рыбаки за сутки промысла. Рыбопромысловая обстановка складывается благоприятно.

Так, 1 сентября в Западно-Беринговоморской зоне рыбаки выловили 1080 тонн минтая, в Северо-Курильской зоне - 76 тонн кальмара, 41 тонна минтая, в Южно-Курильской зоне - 175 тонн минтая, 116 тонн сайры. В Восточно-Сахалинской подзоне добыто 236 тонн минтая.

Как рассказали в управлении рыбного хозяйства Приморского края, сегодня на промысле водных биоресурсов работает 87 рыбодобывающих судов, приписанных к приморским портам, из них 26 - крупнотоннажные.

На прошлой неделе среднесуточный вылов предприятиями Приморья составил 1905 тонн, что на 630 тонн больше аналогичного периода 2011 года.

администрация Приморского Края

Дата: 04.09.12
В России доля потребления живой, свежей и охлажденной рыбы в общем потреблении рыбы пока очень мала

Аналитический центр информационного агентства по рыболовству информирует, что за период январь-июль 2012 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года зафиксировано снижение производства рыбы живой, свежей или охлажденной - на 6%. Причиной снижения производства послужило сокращение производства рыбы на 6,1% - до 566 тысяч тонн в Дальневосточном федеральном округе.

Основное падение производства произошло в Магаданской области - на 38,1% - до 39,2 тысячи тонн и Камчатском крае - на 30,9% - до 92,5 тысячи тонн. В то же время зафиксирован рост производства в Хабаровском крае на 1,4% - до 16,9 тысячи тонн, в Приморском крае - на 25,6% - до 41,9 тысячи тонн и в Сахалинской области - на 7,3% - до 358 тысяч тонн.

В Северо-Западном федеральном округе так же отмечается снижение производства рыбы на 0,8% - до 72 тысяч тонн.

Руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов отмечает, что в последнее время растёт производство живой, свежей и охлажденной рыбы в России. В 2011 году по отношению к 2010 году рост производства рыбы живой, свежей или охлажденной составил 11,3% - до 1407 тысяч тонн. В региональной структуре производства основную долю занимают Дальневосточный округ (70%), Северо-Западный округ (19%), Южный округ (6%), остальные округа (5%). Наибольший темп роста производства рыбы живой, свежей или охлажденной рыбы зафиксирован в Сахалинской области, Приморском крае и Камчатском крае.

В целом в России доля потребления живой, свежей или охлажденной рыбы в общем потреблении рыбы пока очень мала. Если в Европе потребляют около 70% живой, свежей или охлажденной рыбы и только 30% - мороженой, то у нас наблюдается обратная пропорция. К тому же большую долю потребляемой в России охлажденной рыбы составляют норвежская охлажденная семга и форель, а не отечественная рыба.

По мнению аналитика, данному сегменту рыбного рынка необходимо развитие инфраструктуры, логистики, технологий и технологических мощностей (холодильники, льдогенераторы для производства жидкого льда, аквариумы, упаковочное, фасовочное и тарное оборудование, кадры, и многое другое), и, наконец, пропаганда культуры питания качественной рыбы. Немаловажным фактором в увеличении доли данного сегмента рынка послужит принятие закона "Об аквакультуры", который даст импульс развитию ранка живой, свежей и охлажденной рыбы

Федеральное агентство по рыболовству

Дата: 30.07.12
Дальневосточная лососевая путина вошла в активную стадию

Объем вылова тихоокеанских лососей по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну составил около 77 тыс. тонн, что превышает уровень 2010 г. на 187%. Основная добыча приходятся на Камчатский край, где уже выловлено 42 тыс. тонн лососевых. Характерной чертой нынешней путины являются высокие для четного года подходы на Восточную Камчатку. Это потребовало оперативно увеличивать объемы по горбуше, кете и нерке.

В Хабаровском крае вылов составил 15 тыс. тонн: горбуши - 10 тыс. тонн, кеты - 4,6 тыс. тонн.

Набирает обороты путина в Сахалинской области, где рыбаки добыли уже 17,5 тыс. тонн, или 642% по отношению к аналогичному периоду 2010 г.

В Магаданской области выловлено 452 тонны. В Приморском крае - 1300 тонн. На 70% освоены объемы кеты Северных Курил.

По сообщению руководителя Приморского территориального управления Росрыболовства Александра Иванкова, доставка рыбы проходит в плановом режиме. На подходе с 23 по 29 июля - 14 судов, общий объем рыбопродукции - 26 185,588 тонн, в том числе лососевых - 4 203,423 тонн. Количество свободных емкостей на холодильниках ООО "Дальрыбпорт" и ОАО "Далькомхолод" - более 20 тыс. тонн. Проблем с подвижным составом нет. Стоимость доставки рыбной продукции из Владивостока до Москвы на середину июля составляет в среднем 8,3-8,8 рублей за кг.

Минсельхоз РФ

Дата: 26.07.12
Произведена рассылка Циркуляра_37

Письмо капитана морского порта Владивосток Кувшинова А.И. от 11 июля 2012 года № 25/2448: «О введении ограничений для плавания судов в период проведения саммита АТЭС-2012».

Дата: 19.07.12
Рыбаки Приморья ждут поддержки

В канун Дня рыбака губернатор Приморского края Владимир Миклушевский заверил, что краевая программа поддержки береговых предприятий будет продолжена.

О ее первых итогах и о перспективах развития российских рыбоперерабатывающих заводов рассказывает генеральный директор ОАО "Южморрыбфлот" Александр Ефремов.

- Александр Владимирович, как участник рынка, как вы оцениваете промежуточные итоги работы программы поддержки? Помогает ли она развиваться бизнесу?

- Как руководителю предприятия, которое получило более 43% от суммы предусмотренных на 2011 год дотаций по данной программе, трудно оценивать результаты объективно. Однако могу заявить, что программа на начальном этапе достигла целей - стимулировала развитие берегового производства по всем направлениям, обозначенным краевыми властями. Цифры, подтверждающие результат, говорят сами за себя: выпуск продукции, к примеру, увеличился на 35%. По оперативным данным, рост этого года будет на уровне 40-45% и еще более заметен в динамике по итогам нескольких лет.

Но имеются в документе и некоторые изъяны. Еще в середине 2010 года, когда проект находился в стадии обсуждения и согласования, мы с коллегами неоднократно указывали на недочеты. К примеру, предприятия, осуществляющие два экономически неразрывных вида деятельности - промысел и береговую переработку - для того, чтобы соответствовать параметрам проекта, вынуждены были разделить эти два исторически сложившихся и естественно дополняющих друг друга вида производственной деятельности. Береговое производство оформлялось в виде отдельного юридического лица. Дело в том, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ, любая деятельность, помимо непосредственной добычи водных биоресурсов, не является профильной для рыболовецкого предприятия. В том числе и береговая рыбопереработка, как это ни парадоксально. Соответственно, при превышении выручки от такой "непрофильной" деятельности рыболовецкое предприятие теряет право на налоговые льготы. Мы неоднократно писали об этом в администрацию Приморского края, но понимания в этом вопросе не нашли.

- Какие факторы, на ваш взгляд, сдерживают развитие береговой переработки в Приморье и какими инструментами ситуацию можно значительно улучшить?

- В первую очередь необходимо сократить арендную ставку на землю для предприятий, занятых в береговой переработке. Размер ставки в Приморском крае в начале 2011 года вырос почти в четыре раза за счет переоценки кадастровой стоимости земли. Наше предприятие в этом году за счет средств, полученных по программе, компенсировало часть этих затрат, а что делать тем предприятиям, которые в нее не смогли войти?

Вторая по значимости проблема - это кадровый вопрос. Необходимо упростить процедуру привлечения иностранной рабочей силы на рыбоперерабатывающие предприятия Приморского края. Для нас очевидно, что только это может действительно увеличить объем выпуска товарной продукции и позволит перейти на более глубокую степень обработки рыбы, в частности, наладить в крае производство филе минтая, которое сейчас является основным объектом переработки из российского сырья в Китае. Программа показала, что, несмотря на огромное желание стимулировать производство филе минтая, выразившееся в высокой ставке субсидирования этого вида производства, результаты практически нулевые. Причина очевидна: производство филе - это совсем другой уровень технологической и трудовой дисциплины. Повысив конкуренцию на рынке труда за счет обученных в Китае квалифицированных рабочих, наши предприятия получат то недостающее конкурентное преимущество, которое позволит им выпускать готовую экспортную продукцию.

- Сегодня многие переработчики сталкиваются с целым рядом экологических проблем. Ваши коллеги по цеху (ООО "Деликон продукт") были вынуждены даже остановить производство. Насколько эта проблема наболевшая и как ее нужно решать?

- Пересмотр действующих экологических нормативов допустимого уровня выбросов отходов рыбопереработки - необходимый шаг для развития. Существующие на сегодняшний день нормативы некорректны с точки зрения заложенной в их основу методики для определения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ при сбросе на акваторию моря. По нашей оценке, для определения ПДК для сброса в море вредных веществ в части отходов рыбопререработки в настоящий момент в России используется методика, принятая для закрытых пресных водоемов, вода из которых может быть использована после очистки как источник питьевой воды для населения. Именно эта ошибка в выборе неверной методики привела к удивительному факту - для пищевого производства мы можем использовать воду по показателям хуже, чем ныне действующие ПДК позволяют сбрасывать на акваторию моря. Было бы целесообразно рекомендовать использовать как один из целевых индикаторов программы поддержки береговой переработки поэтапное стимулирование строительства предприятиями очистных сооружений.

- Как вы оцениваете состояние инфраструктуры береговых комбинатов? Ведь холодильники, причалы, цеха, административные здания - все давно уже устарело и требует ремонта или полной реконструкции.

- Следующей мерой, направленной на развитие переработки, может стать реализация заявленной программы по строительству холодильных площадей в непосредственной близости от успешно работающих на протяжении последних лет рыбоперерабатывающих предприятий. Уверен, что для стимулирования в этом направлении можно также использовать программу поддержки береговой переработки. Холодильные мощности нужны там, где уже исторически сложилась перевалка рыбы, а не там, где она должна быть гипотетически. В качестве примера можно привести пустующий холодильник в Порту Восточный, либо незагруженный большую часть года холодильник Находкинского рыбного порта. При наличии полной инфраструктуры (железнодорожные пути, причалы, автомагистрали) там холодильные площади простаивают.

В целях развития береговой переработки необходимо также рассмотреть возможность включения рыбодобывающих предприятий, имеющих береговые сооружения, в программу восстановления причальных сооружений - причалов и причальных стенок. ОАО "Южморрыбфлот" уже получило предписание капитана порта Находка о закрытии причалов для погрузки-выгрузки в связи с их несоответствием требованиям безопасности по причине износа.

Проведенные ОАО "Южморрыбфлот" проектные работы и основанный на них расчет капиталовложений по ремонту береговых сооружений показывают, что срок окупаемости этих затрат растягивается на десятки лет, что делает береговую рыбопереработку неконкурентной. В Китае финансирование строительства и ремонт дорогостоящей инфраструктуры с большими сроками окупаемости берет на себя государство. В России государство, как собственник причальных стенок, не вкладывает ни рубля в их содержание и ремонт, при этом регулярно поднимает арендную ставку.

Виталий Морозов
"Золотой Рог"

Дата: 19.07.12
Разослан Циркуляр_36

1. Информационное письмо Российского морского регистра судоходства от 29 июня 2012 г. № 341-4.1-576и: «Изменения к Правилам классификационных освидетельствований в связи с вступлением в силу последних изменений к УТ МАКО Z7, Z7.1, Z7.2, Z10s».

2. Информационное письмо Российского морского регистра судоходства от 10 июля 2012 г. № 314-6.2МК-577и: «Принятие Унифицированной интерпретации МАКО SC248 «Наибольшая высота спуска для свободнопадающей спасательной шлюпки (LSA Code 1.1.4)».

Дата: 19.07.12
Разослан Циркуляр_35

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 12 июля 2012г. № 611: «О внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 5 октября 2011 г. N 983 (Об утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов на 2012 год)».

Дата: 12.07.12
Разослан Циркуляр_34

1. Распоряжение капитана морского порта Владивосток Кувшинова А.И. от 11 июля 2012 года № 39: «Об укомплектовании аптечек для оснащения морских судов лекарственными препаратами».

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 499н: «Об утверждении порядка установления состава аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника».

Дата: 11.07.12
Экспортные проблемы рыбаков Дальнего Востока решат переговоры – Россельхознадзор

Федеральная служба и представители Республики Корея организуют выдачу "сертификатов здоровья" российской рыбопродукции.

Владивосток, 22 июня, PrimaMedia. Экспортные проблемы рыбаков Дальнего Востока решат переговоры, которые руководство федеральной службы проводит с представителями Республики Корея. С прошлого года возникли серьёзные проблемы с поставками российской продукции в Корею, Китай и страны Евросоюза из-за отсутствия международных "сертификатов здоровья", сообщил корр. РИА PrimaMedia сотрудник пресс-службы Россельхознадзора.

"Российские экспортеры участвуют в международных рыбных аукционах. Реальный покупатель возникает уже после окончания торгов. И если этот покупатель предполагает ввезти купленную у российского предпринимателя рыбу в ту страну, которая при ввозе требует международной ветеринарной сертификации, то необходимо получение от Россельхознадзора ветеринарных сертификатов", - сообщил РИА PrimaMedia заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, который провел переговоры с первым секретарем посольства Южной Кореи в России Чоем Хёнхо. Проблема заключается в том, что эти сертификаты выписываются на территории России, а в самом документе имеется обязательная для заполнения графа - "Получатель продукции". Однако на деле определить получателя бывает возможно лишь по завершении аукциона уже, например, на территории Республики Корея, отметил собеседник агентства.

Основной вариант решения сложившейся проблемы, по мнению российской и корейской сторон - сертификация российских морепродуктов компетентным органом, корейским или же российским. Во втором случае естественно возникает необходимость нахождение российского специалиста на территории Республики Корея. И тот, и другой варианты позволяют после определения собственника (приобретателя) продукции на аукционе оформлять необходимые "сертификаты здоровья".

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, до июля прошлого года представитель подведомственного Россельхознадзору учреждения - ФГБУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" - по договорённости с рыбаками осуществлял деятельность по сертифицированию российской морепродукции за рубежом.

Однако государственный надзор за экспортом российской рыбопродукции с какого-то момента стал мешать ряду дальневосточных рыбопромышленников, и в частности – Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), возглавляемой Германом Зверевым. В результате развязанной коммерсантами "информационной войны" Управлением ФАС по Приморскому краю было принято решение, которым с 14 июля 2011 года специалистам ветеринарной лаборатории было запрещено проводить освидетельствования поступающих российских грузов в Пусане (Южная Корея), а также выдавать заключения на получение сертификатов здоровья.

Под предлогом "снижения административного давления на бизнес" Ассоциация добытчиков минтая добилась существенного снижения государственного контроля и надзора за экспортными операциями. И одновременно - создала проблему для всей отрасли: несертифицированные российские морепродукты лежат на боновых складах за границей, срок годности их истекает, рыбопромысловые суда простаивают, предприятия несут колоссальные убытки.

Primamedia

Страницы: << 221 [222] 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 >>